вернуться на главную страничку ...самая возрастная в мире

   [ главная / возрастная психология / литература ]


   

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

[ скачать весь этот список литературы(12Kb) ]


    ОСНОВНАЯ:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 1997.
2. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: Исследования геронтопсихологии: Учеб. пособие для студентов психол. фак. вузов. – М.: Изд. центр "Академия", 2002.
3. Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. – М., 2003.
4. Крайг Грейс. Психология развития. – С-Пб, 2000.
5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1998.
6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. – М., 2001.
7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999.
8. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999.
9. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994.
10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000.
11. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003.
12. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студентов средних пед. учебных заведений. – М.: Изд. центр "Академия", 1999.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М., 2000.
2. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии.: Учеб. пособие для студентов студ. вузов. М.: Академия, 1999.
3. Айхорн А. Трудный подросток. М., 2001.
4. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб.пособие для студентов пед. вузов. М.:"Академия", 2000.
5. Алферов А. Д. Психология развития школьника: Учеб. пособие для студ. вузов Ростов н/Д: Феникс, 2000.
6. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет: Учеб. пособие. М., 1998.
7. Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности. Москва-Воронеж, Академия педагогических и социальных наук, 1996.
8. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2-х кн. М., 2000.
9. Балашова Е.Ю., Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В. Неуспевающие дети. М., Российское педагогическое агентство, 1997.
10. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. М. – Воронеж, 1995.
11. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1998.
12. Башаева Т.В. Развитие восприятия: дети3-7 лет. – Ярославль. 2000.
13. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. – М., 1994.
14. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.: Академия педагогических и социальных наук, 1997.
15. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М., Москва-Воронеж, Академия педагогических и социальных наук, 1995.
16. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные педагогические труды / Под ред. Д.И.Фельдштейна. М. –Воронеж, 1997.
17. Васильева Т.В. Ты меня понимаешь? (Тесты для детей 5-7 лет с рекомендациями психолога). – С.-Пб,1994.
18. Вильсон Г., Гриллз Д. Узнай коэффициент интеллекта своего ребенка М., 1998.
19. Венгер Л.А., Венгер А.Л., Марцинковская Т.Д. Готов ли ваш ребенок к школе? М., Знание, 1994.
20. Возрастная психология: учебно-методическое пособие / Сост.М.В.Нухова. – Уфа: БашГПУ, 2000.
21. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Сост.И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М., 1999.
22. Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. И комм. Шуаре М.О. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.
23. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. М., 2002.
24. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б. С. Волков. М.: Пед. общ-во России, 2002.
25. Волков Б.С. Психология ранней юности: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Сфера, 2001.
26. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студентов вузов / Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А. Карабанова и др. М.: Изд. центр "Академия", 2002.
27. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
28. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000.
29. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2003.
30. Гарбузов В.И. Готовность детей к школе. – М., 1992.
31. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Тесты для подготовки ребенка к школе. – М., 2001.
32. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1, 2 – М., 1996.
33. Головин С.Ю. Словарь практического психолога Минск, 1997.
34. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., Интор, 1996.
35. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования. // Вопросы психологии. – 1991. – № 6.
36. Детская практическая психология. / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М., Гардарики, 2000.
37. Дилео Джон. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. Под ред. Е.Рыбиной. М.: Апрель Пресс, Эксмо-Пресс, 2001.
38. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. С-Пб., 2000.
39. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М., 1998.
40. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества: Учебно-методич. пособие / Рос. акад. образования. Моск. психолого-соц. инт. М., 2001.
41. Ермолаева М.В. Практическая психология старости. М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2002.
42. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания М.,2001.
43. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М., 2000.
44. Захаров А.И. Ребенок до рождения. ? С-Пб, Союз, 1998.
45. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.,1996.
46. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Р.-н.Д., 1997.
47. Зинченко В.П. Образ и действие. ? Москва-Воронеж, Академия педагогических и социальных наук, 1997.
48. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997.
49. Зинченко С.Н. Почему детям бывает трудно учиться. – Киев, 1990.
50. Ильин Е.П. Психология воли. – С-Пб, 2000.
51. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. ? С-Пб, 2002.
52. Каптеров П. Ф. Детская и педагогическая психология ? М.- Воронеж, 1999.
53. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. ? М., 2001.
54. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение: дети 5-7 лет. – Ярославль. 2000.
55. Козырева Л.М. Развитие речи: дети до 5 лет. – Ярославль. 2000.
56. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге 21 века. – Дубна, 2003.
57. Кон И.С. Ребенок и общество. ? М., 1998.
58. Крайг Грейс. Психология развития. – С-Пб, 2000.
59. Крафт А., Лэндрет Г. Родители как психотерапевты: Прислушаться к игре своего ребенка/Перевод с англ. Л.Р.Мошинской. ? М.: МПСИ, 2000.
60. Кривцова С.В. Тренинг: Навыки конструктивного взаимодействия с подростками: Практическое руководство для школьного психолога ? М.: Генезис,1997.
61. Кулагина И. Ю. Личность школьника: От задержки психич. развития до одаренности: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. ? М.: Творч. центр "Сфера", 1999.
62. Леванова Е. А. Подросток: концепция психопластики личности. ? М., 2002.
63. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. ? М., 2001.
64. Лешли Д. Работа с маленькими детьми. – М., 1991.
65. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. ? Москва-Воронеж, Академия педагогических и социальных наук, 1996.
66. Лютова Е. К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). ? СПб., 2001.
67. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. ? СПб.: Изд-во "Речь", 2001.
68. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
69. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. ? М., Линка-пресс, 1997.
70. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. ? М., Владос, 1998.
71. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. ? С-Пб.: Европа, 1997.
72. Массен П. и др. Развитие личности в среднем возрасте. Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. ? М., 1997.
73. Матыцин В.П. Готовь руку к школе. – Тверь, 1993.
74. Матюгин И.В. Тактильная память. – М.,1994.
75. Мерлин В.М. Психология индивидуальности. ? Москва-Воронеж, Академия педагогических и социальных наук, 1996.
76. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. – Пермь, 1990.
77. Миллер С. Психология развития: методы исследования / Пер.с англ. В.Белоусов. ? СПб., 2002.
78. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1993.
79. Наш проблемный подросток: понять и договориться /Под ред. проф. Л.А.Регуш. ? СПб. 2001.
80. Невский И.А. Острые углы воспитания. – Минск, 1990.
81. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. ? Дубна: Феникс, 1995.
82. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. ? М.: Педагогика-пресс, 1994.
83. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. ? М.: Академия, 2000.
84. Практическая психология образования. ? М.: Творческий центр Сфера, 1997.
85. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании/Под ред. С. В. Березина, К.С.Лисецкого. ? М., 2001.
86. Принцип развития в психологии. ? М., 1997.
87. Причины детских неудач / Пер. с англ. ? СПб.: Кристалл, Дельта,1996.
88. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М., Воронеж. 1996.
89. Психология человека: методическое пособие / сост. Р.М. Фатыхова. ? Уфа: БашГПИ, 1999.
90. Психология дошкольника: Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. ? М.: Издательский центр "Академия", 1997.
91. Психология развития: Учебник для студентов психологич. и пед. вузов / Под ред. Т.Д.Марцинковской. ? М.: Изд. центр "Академия", 2001.
92. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред.И.В.Дубровиной. ? Екатеринбург: Деловая книга,2000.
93. Рахимов А.З. Словарь-справочник по нравологии. – Уфа, 2000.
94. Рахимов А.З. Психодидактика творчества. – Уфа, 2002.
95. Рахимов А.З. Психодидактика. – Уфа, 1996.
96. Рахимов А.З. Психология семьи. ? Уфа, 1999.
97. Рахимов А.З. Типы личности в зависимости от темперамента и особенностей восприятия мира. – Уфа, 1999.
98. Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе. – С.-Пб., 1998.
99. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996.
100. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учеб. пособие для студентов вузов. ? М.: Аспект Пресс,2001.
101. Сафин В.Ф. Введение в психодиагностику личности школьника. – Уфа, 1990.
102. Симонова Л.Ф. Память: дети 5-7 лет. – Ярославль. 2000.
103. Славина Л. С. Трудные дети: Под ред. В.Э.Чудновского. ? М.,1998.
104. Словарь- справочник по возрастной и педагогической психологии /Под ред. Гамезо М.В. ? М.: Пед. общество России, 2001.
105. Смирнова Е.О. Психология ребенка. ? М., Школа-пресс, 2000.
106. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. ? Москва-Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
107. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 1996.
108. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М., 1996.
109. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Р.-нД., 1996.
110. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. ? М., 1991.
111. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Что необходимо знать к 1 классу. – Ярославль, 2001.
112. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.
113. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студентов средних пед. учебных заведений. ? М.: Изд. центр "Академия",1999.
114. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы личности. ? М., Прогресс, 1993.
115. Хомская Е.Д., Ефимова Н.В., Булыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. ? М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
116. Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. – М.: Изд-во Моск.соц-психолог.института: Воронеж, 2003.
117. Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Л.И.Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М., 1996.
118. Хрестоматия по психологии: Учеб.пособие для студ.пед.инст / Сост.В.В.Мироненко; Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1987.
119. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – С-Пб., 2001.
120. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. ? М.: Столетие, 1997.
121. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. ? М., 1994.
122. Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса “Возрастная психология”. ? М, 2002.
123. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. – М.,1997.
124. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности их применении к детям школьного возраста./Пер. с нем. А. П. Болтунова. ? С-Пб.: Союз, 1997.
125. Эльконин Б. Д. Психология развития: Учеб.пособие для студ.вузов/Б.Д.Эльконин. ? М.: Академия, 2001.
126. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. ? М., МГУ, 1990.
127. Эриксон Э. Детство и общество. ? С-Пб.: Ленато, 1996.
128. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. ? М.: Прогресс, 1996.
129. Этнос. Идентичность. Образование. ? М.: Центр социологии образования, 1998.



ЛИТЕРАТУРА ПО ПРОГРАММЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

    Тема 1. Основные теории психического развития
   Основная:
1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2000. - С.32-76, 215-234.
2. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994. – с. 14-27.
3. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003. – С.29-55.
   Дополнительная:
1. Выготский Л.С. Психология. М., 2000.
2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога - Минск, 1997.
3. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2– М., 1996.
4. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1996.
5. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997.
6. Крайг Г. Психология развития. –С.-Пб., 2000.
7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М., 2003.
8. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс,2001.
9. Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. – М.: Изд-во Моск.соц-психолог.института: Воронеж, 2003.
10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – С-Пб., 2001

    Тема 2. Закономерности и факторы развития психики человека
   Для конспектирования
1. Выготский С.Л. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Хрестоматия по психологии: Учеб.пособие для студ.пед.инст / Сост.В.В.Мироненко; Под ред. А.В.Петровского. – М.:Просвещение, 1987. – С.377-383.
   Основная
1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999. – с. 7-81.
2. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994. – с. 14-20, 130-133.
3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.,2000.-С. 215-234.
4. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003. – С.55-71, 62-64, 67-71.
   Дополнительная
1. Басов М.Я. Проблема развития человека // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пособие для студ.: Сост. Л.И.Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996.
2. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. – М., 2002.
3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – С.-Пб. – 1999.
4. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1996.
5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога - Минск, 1997.
6. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996.
7. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997.
8. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. – СПб, 2002.
9. Костюк Г.С. Принцип развития в психологии // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. –М.: Институт практической психологии, 1996.
10. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб, 2000.
11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1997.
12. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М., 2003.
13. Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пособие для студ.: Сост. Л.И.Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996.
14. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996.

    Тема 3. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Игра как ведущий вид деятельности
   Для конспектирования
1. Люблинская А.А. Активность и направленность дошкольника // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. –М.: Институт практической психологии, 1996. – С.216-229.
   Основная
1. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994. – С. 158-167.
2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.,1996. – С.238-270.
3. Мухина В.С Детская психология. – М., 1999. – С.88-160.
4. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000. – С.98-163.
   Дополнительная
1. Башаева Т.В. Развитие восприятия: дети3-7 лет. – Ярославль. 2000.
2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М., 1999. (кризис 7 лет).
3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. И комм. Шуаре М.О. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1992. (формирование личности в дошкольном возрасте).
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные педагогические труды/Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.-Воронеж, 1997.
5. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. – М., 2002.
6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – С.-Пб. – 1999.
7. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М., 1999.
8. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2.– М., 1996.
9. Головин С.Ю. Словарь практического психолога – Минск, 1997.
10. Добсон Д. Непослушный ребенок. – М., 1992.
11. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.,1996.
12. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997.
13. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение: дети 5-7 лет. – Ярославль. 2000.
14. Козырева Л.М. Развитие речи: дети до 5 лет. – Ярославль. 2000.
15. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб, 2000.
16. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1998.
17. Симонова Л.Ф. Память: дети 5-7 лет. – Ярославль. 2000.
18. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.
19. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студентов средних пед. учебных заведений. – М.:Изд. центр "Академия",1999.

    Тема 4. Психическое развитие ребенка младшего школьного возраста
   Для конспектирования
1. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Хрестоматия по психологии: Учеб.пособие для студ.пед.инст / Сост.В.В.Мироненко; Под ред. А.В.Петровского. – М.:Просвещение, 1987. – С.408-412.
   Основная
1. Мухина М.В. Возрастная психология. М., 2000. – С.249-345.
2. Немов Р.С. Психология. М., 1994. – С.104-114, с.171-181.
3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2000. – С.320-338.
   Дополнительная
1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные педагогические труды/Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.-Воронеж, 1997.
2. Воронова А.А. Случаи школьной дезадаптации. Случай «школьного невроза» // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М., 1999.
3. Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка. Основные периоды психического развития ребенка // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М., 1999.
4. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996.
5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.,1997.
6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2003.
7. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М., 1992.
8. Рахимов А.З. Психодидактика. – Уфа, 1998.

    Тема 5. Психологические особенности подросткового возраста
   Для конспектирования
1. Воронков Б.В. Острые аффективные реакции и нарушения поведения // Возрастная психология: Детство. Отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ.пед.вузов / Сост. и науч.ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М., 1999. – С.452-460.
   Основная
1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1998. ? С. 345-420.
2. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994. ? С.181-193.
3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.,1996. ? 338-363.
   Дополнительная
1. Амбрумова А.Г., Тройнина Е.Г. К вопросу о саморазрушающем поведении подростков // Возрастная психология: Детство. Отрочество, юность: Хрестоматия: / Сост. и науч.ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М., 1999.
2. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. –М., 1996.
3. Драгунова Т.В. «Кризис» объясняли по-разному // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. –М., 1996.
4. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по психологии / Сост.В.В.Мироненко; Под ред. А.В.Петровского. – М.:Просвещение, 1987. – С.363-370 // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. –М.,1996.
5. Личко А.Е. Особенности саморазрушающего поведения при различных типах акцентуации характера у подростков // Возрастная психология: Детство. Отрочество, юность: Хрестоматия. / Сост. и науч.ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М., 1999.
6. Моргун В.Ф., Седых К.В. Неформальные подростковые группы // Возрастная психология: Детство. Отрочество, юность: Хрестоматия: / Сост. и науч.ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М., 1999.
7. Попов Ю.В. Границы и типы саморазрушающего поведения у детей и подростков // Возрастная психология: Детство. Отрочество, юность: Хрестоматия. / Сост. и науч.ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М., 1999.
8. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2.– М., 1996.
9. Головин С.Ю. Словарь практического психолога – Минск, 1997.
10. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997.
11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1998.
12. Рахимов А.З. Словарь-справочник по нравологии. – Уфа, 2000.
13. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка.- М.,87.
14. Крайг Г. Психология развития. – С-Пб,2000.
15. Наш проблемный подросток / под ред. Л.А. Регуш; – С-Пб, 1999.
16. Сафин В.Ф. Введение в психодиагностику личности школьника – Уфа-90.

    Тема 6. Психологические особенности юношеского возраста
   Основная
1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. –М.,1998. ? 420-424.
2. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994. ? С.114-122, 193-203.
   Дополнительная
1. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2.– М., 1996.
2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога - Минск, 1997.
3. Дворкин А. Сектоведение – М., 2001.
4. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997.
5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Р-н-Д., 1996.
6. Комиссаров Б.Г. Подросток и наркотики. – Р-н-Д.,2001.
7. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге 21 века. – Дубна, 2001.
8. Кон И.С Социальный статус юношества // Возрастная психология: Детство. Отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ.пед.вузов / Сост. и науч.ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М., 1999.
9. Кон И.С. Психология старшеклассника // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996.
10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М., 2003.
11. Крайг Г. Психология развития. – С-Пб, 2000.
12. Мудрик А.В. Юношеский тип общения // Возрастная психология: Детство. Отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ.пед.вузов / Сост. и науч.ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М., 1999.
13. Мудрик А.В. Современный старшеклассник // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. –М.: Институт практической психологии, 1996.
14. Николаева Л.П., Комсов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. –М., 2000.
15. Прозоров А. Как спасти себя и своего ребенка от тоталитарной секты. – С-Пб, 2000.
16. Шпрангер Э Эротика и сексуальность в юношеском возрасте // Возрастная психология: Детство. Отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ.пед.вузов / Сост. и науч.ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М., 1999.



ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1.
Метод наблюдения в возрастной психологии. Метод изучения «продуктов деятельности» детей
1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М., 2003.
2. Дилео Джон. Детский рисунок: диагностика и интерпретацию - Под ред. Е.Рыбиной. – М.: Апрель Пресс, Эксмо-Пресс, 2001.
3. С.Степанов. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М.,1996.
Тема 2.
Психологическая готовность к обучению в школе
1. Гарбузов В.И. Готовность детей к школе. – М., 1992.
2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога - Минск, 1997.
3. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 2003.
4. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. - М., 2002.
5. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Тесты для подготовки ребенка к школе. – М.,2001.
6. Добсон Д. Непослушный ребенок. – М., 1992
7. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.,1996.
8. Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе. – С.-Пб., 1998
9. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Что необходимо знать к 1 классу. – Ярославль.2001.



ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Блок-модуль 1. Введение в возрастную психологию
Тема. Методы возрастной психологии
ОСНОВНАЯ
1. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. – М., 1999. – С. 48-61.
2. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994. – С. 10-14.
3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.,2000. – С. 25-31.
4. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003. – С.18-29.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. – М., 2002.
2. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000.
3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога – Минск, 1997.
4. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997.
5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1998. – С. 4-10.
6. Миллер С. Психология развития: методы исследования / Пер.с англ.В.Белоусов. – СПб., 2002.
7. Сапогова Е. Е. Психология развития человека:Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс,2001.
8. Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. – М.: Изд-во Моск.соц-психолог.института: Воронеж, 2003.

Блок-модуль 2. Основные теории психического развития
Тема. Психоаналитические теории детского развития. Эпигенетическая теория развития личности; генетическая психология: учение об интеллектуальном развитии ребенка
ОСНОВНАЯ
1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.,2000. – С.76-122, 162-215.
2. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003. – С.29-55.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога – Минск, 1997.
2. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1996.
3. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997.
4. Крайг Г. Психология развития. – С.-Пб., 2000.
5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов. – М., 2003.
6. Фрейд.А. Лекции по детскому психоанализу. – М., 2002.
7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – С.-Пб., 2001.

Блок-модуль 3. Основные закономерности и динамика психического развития
Тема. Роль общения в психическом развитии человека. Особенности общения на разных этапах онтогенеза
ОСНОВНАЯ
1. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994. – С. 130-133.
2. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003. – С.67-71.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. – М., 2002.
2. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб, 2000.
3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – С.-Пб. – 1999.
4. Головин С.Ю. Словарь практического психолога – Минск, 1997.
5. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997.
6. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. – СПб, 2002.
7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный цикл развития человека. – М., 2003.
8. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. коммент.Шуаре Марта О. – М.:Изд-во Моск.ун-та, 1992.
9. Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пособие для студ.: Сост. Л.И.Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996.
10. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей првых семи лет жизни // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пособие для студ.: Сост. Л.И.Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996.

Блок-модуль 5. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте
Тема. Специфика познавательной сферы дошкольника
ОСНОВНАЯ
1. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.,1998. – С. 175-213.
2. Мухина В.С. Детская психология. – М.,1999. – С. 272-326.
3. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994. – С. 80-104.
4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.,2000.-С. 281-320.
5. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003. – С.257-297.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Башаева Т.В. Развитие восприятия: дети 3-7 лет. – Ярославль. 2000.
2. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. – М., 2002.
3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – С.-Пб. – 1999.
4. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2.– М., 1996.
5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога – Минск, 1997.
6. Добсон Д. Непослушный ребенок. – М., 1992.
7. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.,1996.
8. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997, 2003.
9. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение: дети 5-7 лет. – Ярославль. 2000.
10. Козырева Л.М. Развитие речи: дети до 5 лет. – Ярославль. 2000.
11. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб, 2000.
12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1998.
13. Поддъяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. коммент.Шуаре Марта О. – М.:Изд-во Моск.ун-та, 1992.
14. Симонова Л.Ф. Память: дети 5-7 лет. – Ярославль. 2000.
15. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.
16. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студентов средних пед. учебных заведений. – М.:Изд. центр "Академия",1999.
17. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пособие для студ.: Сост. Л.И.Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996.

Блок-модуль 7. Психическое развитие в подростковом возрасте
Тема. Социальная ситуация психического развития в подростковом возрасте. Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влияние на процесс развития
ОСНОВНАЯ
1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2000. – С. 348-356, 396-420.
2. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994. –С. 181-193. r3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000.- С. 338-361.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пособие для студ.: Сост. Л.И.Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996.
2. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2.– М., 1996.
3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога – Минск, 1997.
4. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997.
5. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пособие для студ.: Сост. Л.И.Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996.
6. Крайг Г. Психология развития. – С-Пб,2000.
7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. –М.,2003.
8. Наш проблемный подросток / под ред. Л.А. Регуш; – С-Пб, 1999.
9. Рахимов А.З. Словарь-справочник по нравологии. – Уфа, 2000.
10. Сафин В.Ф. Введение в психодиагностику личности школьника – Уфа-90.

Блок-модуль 8. Психическое развитие в юношеском возрасте
Тема. Общая социально-психологическая характеристика юношеского возраста
ОСНОВНАЯ
1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. –М., 2000. –С. 420-431.
2. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994. – С. 114-122, 193-203.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Волков Б.С. Психология ранней юности: Учеб.пособие для студ.пед. вузов. – М.: Сфера, 2001.
2. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2.– М., 1996.
3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога – Минск, 1997.
4. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997.
5. Комиссаров Б.Г. Подросток и наркотики. – Р-н-Д.,2001..
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Р-н-Д., 1996.
7. Кон И.С. Психология ранней юности // Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб.пос.для студ.пед.вузов / сост. и науч.ред.В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М., 1999.
8. Кон И.С. Социальный статус юношества // Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб.пос.для студ.пед.вузов / сост. и науч.ред.В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М., 1999.
9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М., 2003.
10. Крайг Г. Психология развития. – С-Пб,2000.
11. Николаева Л.П., Комсов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. –М.,2000.
12. Прозоров А. Как спасти себя и своего ребенка от тоталитарной секты. – С-Пб, 2000.

Блок-модуль 9. Психическое развитие в период взрослости и в позднем возрасте
Тема. Молодость как начальный этап зрелости
ОСНОВНАЯ
1. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 1999.
2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М., 2003. ? С.363-400.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.,1990.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Р-н-Д., 1996.
3. Крайг Г. Психология развития. – С-Пб, 2000.
4. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики: пер. с англ. – С-Пб.,1997.
5. Рахимов А.З. Словарь-справочник по нравологии. – Уфа, 2000.
6. Рахимов А.З. Психология семьи. – Уфа, 1999.
7. Рыбалко Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости // Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. И комм. Шуаре М.О. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1992.
8. Смит Э.Д. Стареть можно красиво: руководство для пожилых, престарелых и тех, кто заботится о стариках. – М., 1996.
Тема. Особенности психологии периода взрослости
ОСНОВНАЯ
1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М., 2003. – С. 394-423.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
2. Амосов Н.М. Преодоление старости. – М.,96.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.,90.
4. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., ОрловаЛ.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 1999.
5. Крайг Г. Психология развития. – С-Пб, 2000.
6. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики: пер. с англ. – С-Пб.,1997.
7. Рахимов А.З. Словарь-справочник по нравологии. – Уфа, 2000.
8. Рахимов А.З. Психология семьи. – Уфа, 1999.
9. Смит Э.Д. Стареть можно красиво: руководство для пожилых, престарелых и тех, кто заботится о стариках. – М., 1996.
Тема. Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. Старость как социальная и психологическая проблема. Мысли о смерти и ее принятии
ОСНОВНАЯ
1. Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. – М., 2003. – С.50-95.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 1999.
2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М., 2003.
3. Амосов Н.М. Преодоление старости. – М.,96.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.,90.
5. Крайг Г. Психология развития. – С-Пб, 2000.
6. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики: пер. с англ. – С-Пб.,1997.
7. Рахимов А.З. Словарь-справочник по нравологии. – Уфа, 2000.
8. Рахимов А.З. Психология семьи. – Уфа, 1999.
9. Смит Э.Д. Стареть можно красиво: руководство для пожилых, престарелых и тех, кто заботится о стариках. – М., 1996.

[ так будем скачивать этот список литературы (12Kb)??? ]



[подняться к началу]





Hosted by uCoz