А |
Абстрагирование
- |
мысленное выделение какого-либо свойства предмета или явления и отвлечение от всех остальных.
|
Авторитарность
- |
склонность человека к властному управлению другими людьми, подавлению их инициативы, использованию мер принуждения.
|
Агрессия
- |
мотивированное деструктивное поведение, наносящее моральный и/или физический ущерб окружающим, вызывающее психологический дискомфорт.
|
Адаптация психологическая
- |
приспособление человека к новым условиям жизни, к другим людям и социальным обстоятельствам.
|
Адаптация теста
- |
комплекс исследовательских процедур, направленных на приспособление теста к использованию в новых условиях. Например, адаптация зарубежных методик применительно к условиям другой социальной и культурной среды.
|
Акцентуации характера
- |
крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилины.
|
Амбивалентность чувств
- |
противоречивое эмоциональное переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению. Одновременное проявление симпатии и антипатии, любви и ненависти, привязанности и отвращения, принятия и отвержения.
|
Амнезия
- |
нарушение памяти, возникающее при поражениях мозга.
|
Анализ
- |
интеллектуальная операция, заключающаяся в разделении целого на составляющие части или описывающие признаки.
|
Аналитическая психология
- |
система взглядов швейцарского психолога К.Г. Юнга, в которой, как и в концепции психоанализа 3. Фрейда, придается большое значение бессознательному. Помимо личного бессознательного выделяется и коллективное бессознательное.
|
Анамнез
- |
совокупность сведений о больном, об условиях жизни, предшествующих заболеванию, об истории развития болезни. В настоящее время А. используется не только в медицине, но и в психологии как метод изучения личности.
|
Апперцепция
- |
влияние прошлого опыта человека, его интересов и личностных особенностей на образ предмета или явления, возникающий в результате восприятия.
|
Ассертивность
- |
способность человека отстаивать свои права, принимая во внимание права других.
|
Ассоциация
- |
связь между мыслями, образами, при которой возникновение одной мысли или образа вызывает в памяти появление других.
|
Атрибуция
- |
приписывание человеком мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе житейского анализа их действий и поступков.
|
Аттитюд
- |
складывающееся на основе опыта устойчивое предрасположение, социальная установка человека в отношении людей, событий, социальных явлений
|
Аутогенная тренировка
- |
комплекс специальных упражнений, основанных на релаксации и самовнушении. Может использоваться человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением.
|
Аффект
- |
кратковременная, быстро возникающая и бурно протекающая эмоциональная реакция, характеризующаяся двигательным возбуждением, значительными нарушениями сознания и способности к волевому контролю над действиями. Формами проявления аффекта могут бытьярость, гнев, ужас.
|
Аффилиация
- |
проявления потребности человека в общении, в эмоциональных контактах, стремление быть в обществе других людей, оказывать помощь членам группы и принимать их помощь, взаимодействовать с окружающими. При этом ценностью для человека является само общение, независимо от его цели.
|
|
[ подняться к началу ]
|
    Б |
Барьер психологический
- |
неправильное восприятие, ошибочное мнение, боязнь, неуверенность, мешающие человеку успешно выполнить дело. В деловых и личных взаимоотношениях людей препятствуют установлению между ними открытых и доверительных отношений.
|
Барьер смысловой
- |
непонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же действие, слово, фраза трактуется ими по-разному.
|
Батарея тестов
- |
группа тестовых заданий (субтестов), направленных на измерение различных сторон сложной психической функции или качества и объединенных в один тест.
|
Бессознательное
- |
совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком, но оказывающих влияние на его поведение.
|
|
[ подняться к началу ]
|
    В |
Валидность
- |
свойство методики (теста), характеризующее достоверность получаемой информации об изучаемом психическом явлении. Валидность показывает, действительно ли тест измеряет то, что он измеряет, и насколько хорошо он это делает.
|
Ведущий тип деятельности
- |
деятельность, являющаяся определяющий, решающей для психического развития в конкретный период развития человека.
|
Вербальный
- |
словесный; речевой; выраженный словами.
|
Внушаемость
- |
свойство человека, проявляющееся в его восприимчивости к внушению, некритической податливости воздействиям других людей. Внушаемые люди относительно легко принимают советы других, легко заражаются настроениями и мнениями других людей, проявляют склонность к подражанию.
|
Внушение (суггестия)
- |
вербальное и невербальное воздействие на человека, характеризующееся снижением осознанности и критичности при восприятии человеком того, что ему внушается.
|
Вытеснение
- |
один из защитных механизмов в психоаналитической теории личности. Проявляется в непроизвольном вытеснении из сознания неприятной для человека информации, неприемлемых мыслей, воспоминаний и переживаний. О них уже нельзя вспомнить, хотя они и могут проявляться в поведении человека.
|
|
[ подняться к началу ]
|
    Г |
Гендерные различия
- |
социальные и психологические различия между мужчинами и женщинами.
|
Геронтопсихология
- |
отрасль возрастной психологии, изучающая психологические аспекты старения, изменения психики, поведения, деятельности людей в пожилом и старческом возрастах.
|
Гештальттерапия
- |
направление психотерапии, основанное на представлении о том, что человек в своем функционировании стремится к целостному развитию и интеграции, к образованию гештальта (целостности) личности
|
Гипноз
- |
психическое состояние, подобное сну, для которого характерно своеобразное торможение коры головного мозга и активизация подкорковых образований. Вызывается специальным воздействием гипнотизера или целенаправленным самовнушением. Характеризуется повышенной восприимчивостью к психологическому воздействию гипнотизирующего и пониженной чувствительностью ко всем другим воздействиям; применяется в качестве метода психотерапевтического воздействия.
|
Гипнопедия
- |
методика обучения во время сна.
|
Гипнотерапия
- |
метод лечения, основанный на гипнотическом внушении.
|
Групповая динамика
- |
внутригрупповые процессы, характеризующие руководство и лидерство; принятие групповых решений, нормообразование, формирование функционально-ролевой структуры группы, сплочение, конфликты; групповое давление и др.
|
Групповая совместимость
- |
социально-психологическое явление, характеризующее степень эффективности совместной деятельности людей, возможность их адаптации друг к другу.
|
|
[ подняться к началу ]
|
    Д |
Девиантное (отклоняющееся) поведение
- |
поведение, отклоняющееся от принятых в обществе правовых или нравственных норм. Основные проявления - преступность и аморальность
|
Делинквент (правонарушитель)
- |
человек, чье отклоняющееся поведение в крайних проявлениях представляет уголовно наказуемые действия.
|
Деперсонализация
- |
изменение самосознания, связанное с ощущением потери своего "Я", возникновением эффекта отчуждения от своих мыслей, чувств, действий.
|
Депрессия
- |
состояние душевного расстройства, тоски, подавленности, характеризующееся апатией, пассивностью, пессимизмом, снижением побуждений и активности личности.
|
Дефектология
- |
наука, изучающая клинико-физиологические и психолого-педагогические закономерности и особенности развития аномальных детей, проблемы их обучения и воспитания.
|
Дискомфорт
- |
состояние, характеризующееся неприятными субъективными ощущениями (головная боль и т.п.), часто сопровождается неблагоприятными психофизиологическими сдвигами.
|
Диспозиция
- |
готовность, предрасположенность субъекта к определенному поведению, действию, поступку.
|
Дистресс
- |
чрезмерное стрессовое состояние, оказывающее отрицательное влияние на деятельность человека, его психические и физиологические процессы.
|
Дифференциальная психология
- |
отрасль психологии, изучающая индивидуально-психологические различия между людьми.
|
    Е |
|
[ подняться к началу ]
|
    Ж |
|
[ подняться к началу ]
|
    З |
Задатки
- |
анатомо-физиологические особенности организма, функциональные характеристики нервной системы, "качества человека, на основе которых возникают и развиваются его способности
|
Защита психологическая
- |
бессознательное психическое явление, связанное со стремлением человека устранить из сознания тревогу, не допустить в сознание травмирующие личность переживания. Проявляется в защитных механизмах.
|
Защитные механизмы
- |
понятие, обозначающее совокупность приемов, с помощью которых человек как личность оберегает себя от психологических травм. Примерами защитных механизмов являются вытеснение, сублимация, подавление, отрицание, проекция, идентификация, регрессия, изоляция, рационализация, конверсия и др. У детей защитные механизмы наблюдаются в значительно меньшей степени. В дошкольном и младшем школьном возрасте - это чаще всего фантазирование.
|
Значимый другой
- |
человек, являющийся авторитетом для другого человека.
|
|
[ подняться к началу ]
|
    И |
Игровая терапия
- |
метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.
|
Идентификация
- |
отождествление, уподобление в самом широком смысле. Применяется в различных областях науки и практики, например в криминалистике (сличение почерка, фотографии и объекта и т.д.). В психологии употребляется в разных значениях: 1) узнавание, опознание какого-либо объекта; 2) процесс бессознательного отождествления человеком себя с другим человеком или группой.
|
Идентификация межличностная
- |
готовность человека чувствовать, переживать, действовать в отношении другого так, как если бы этим другим являлся он сам.
|
Идентичность
- |
свойство человека быть самим собой, сохранять длительное время свою индивидуальность, оставаться верным себе.
|
Идентичность социальная
- |
представление человека о своей принадлежности к определенной социальной группе (национальности, социальному классу, религии).
|
Иерархия
- |
общенаучный термин, обозначающий систему последовательно подчиненных элементов, расположенных в порядке от низшего к высшему (или наоборот). Употребляется для характеристики социальных, психологических, математических, физиологических, лингвистических и др. структур.
|
Измененные состояния сознания
- |
состояния сознания, которые характеризуются отсутствием контроля и потерей контакта с реальностью, а также измененным восприятием времени и пространства.
|
Индивид
- |
человек как единичное природное существо или отдельный представитель человеческой общности.
|
Индивидуальная психология
- |
одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению .как главного источника мотивации поведения человека.
|
Индивидуальность
- |
совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, отличающих его от других людей, в которых проявляется его своеобразие и неповторимость.
|
Индивидуальный стиль деятельности (в труде, учении, спорте)
- |
характерная для данного человека система приемов и способов выполнения той или иной деятельности, обеспечивающая больший или меньший успех. Становится необходимым в силу индивидуальных различий людей и позволяет достигать одинаковой эффективности деятельности при выполнении ее разными способами, приемами.
|
Индифферентность
- |
нейтральность, равнодушие, безучастность.
|
Интеллект
- |
совокупность познавательных процессов человека, включающая в себя восприятие, память, воображение, мышление, речь; относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
|
Интеракция
- |
взаимодействие, которое происходит между людьми в условиях их социальных отношений.
|
Интерес
- |
мотив деятельности, обусловленный познавательной потребностью человека. Проявляется в эмоциональной окрашенности процесса познания.
|
Интериоризация
- |
процесс формирования внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней деятельности.
|
Интернал
- |
тип личности, для которого характерна склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности себе, а не окружающим обстоятельствам. В случае неудачи больше обвиняет в ней себя, а не других людей или окружающие обстоятельства.
|
Интроспекция
- |
наблюдение человека за своей собственной психической жизнью (ощущениями, чувствами, мыслями и пр.); самонаблюдение.
|
Интуиция
- |
1) способность личности находить пути к верному решению задач, ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, предвидеть ход событий без анализа, без логического продумывания, обоснования; 2) своеобразный тип мышления, при котором отдельные звенья процесса мышления проходят бессознательно; интуитивное решение возникает как внутреннее озарение, просветление мысли.
|
Инфантилизм
- |
проявление у взрослых людей черт психики, особенностей поведения, свойственных детскому, юношескому возрасту. У детей и. выражается в задержке психического развития, при которой у ребенка проявляются черты, характерные для более раннего возраста.
|
Ипохондрия
- |
психическое состояние, при котором проявляются угнетенность, болезненная мнительность, чрезмерное внимание к своему здоровью, необоснованная тревога за него. Часто повторяясь, может приводить к формированию соответствующей черты характера.
|
|
[ подняться к началу ]
|
    К |
Катарсис
- |
термин древнегреческой философии (введен Аристотелем), обозначавший состояние внутреннего очищения души в результате переживания зрителем чувства гнева, страха, радости, сострадания при восприятии трагедии, приводящего к эмоциональной разрядке. В психоанализе - очищение, душевное облегчение, возникшее в результате психотерапевтического воздействия. Проявляется в разрядке, "отреагировании" аффекта, ранее вытесненного в подсознание и являющегося причиной невротического конфликта, феномен освобождения личности от травмирующих ее эмоций путем рассказа, воспоминания.
|
Клиническая психология
- |
область медицинской психологии, направленная на решение диагностических задач клинической практики (психиатрической, неврологической, соматической). Составные разделы клинической психологии: патопсихология, нейропсихология, соматопсихология.
|
Когнитивный
- |
психологический термин, характеризующий познавательные процессы.
|
Когнитивный диссонанс
- |
состояние психического дискомфорта, возникающее в ситуации, когда в сознании человека сталкиваются логически противоречивые знания, мнения об одном и том же объекте, событии. Человек стремится избавиться от этого состояния и потому старается устранить это противоречие. Для этого он ограничивает поток внешней информации, если она вносит противоречие в уже существующие установки, приспосабливает новые знания к полученным ранее, перестраивает свои знания и установки относительно соответствующих объектов и событий таким образом, чтобы противоречие между ними было снято. Термин введен американским психологом Л. Фестингером.
|
Когнитивный стиль
- |
относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательной деятельности человека, которые проявляются в используемых им познавательных стратегиях.
|
Коммуникабельность
- |
способность к легкому установлению социальных контактов, общительность.
|
Компенсация
- |
способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других положительных качеств. Понятие введено А. Адлером.
|
Компенсация психических функций
- |
возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.
|
Комплекс неполноценности
- |
совокупность переживаний и свойств личности, заключающихся в стойкой уверенности человека в своей неспособности решать жизненные проблемы, несостоятельности как личности.
|
Комплекс превосходства
- |
совокупность переживаний и проявлений личности, заключающийся в чрезмерной самоуверенности. При этом человек производит впечатление тщеславного и высокомерного субъекта с преувеличенным мнением о своих истинных возможностях.
|
Константность
- |
постоянство, неизменность. Константный - постоянный
|
Конфликт
- |
психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мнений. Осознается как трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.
|
Конфликт внешний
- |
конфронтация между субъектами.
|
Конфликт внутренний
- |
столкновение между противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями человека.
|
Конформизм
- |
соглашательство, приспособленчество, пассивное принятие окружающей среды, существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции и слепое подражание любому образцу, обладающему наибольшей силой давления, психического принуждения.
|
Конформность
- |
тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнению окружающих; стремление приспособиться к требованиям большинства.
|
Конфронтация
- |
противодействие, противопоставление, противоборство.
|
Кризис психологический
- |
состояние душевного расстройства; вызванное неудовлетворенностью человека собой, своими успехами и взаимоотношениями с окружающим миром.
|
Кризисы возрастные
- |
особые периоды возрастного развития личности, характеризующиеся резкими психологическими изменениями; закономерно возникают на определенном возрастном этапе и являются необходимыми для нормального хода личностного развития.
|
|
[ подняться к началу ]
|
    Л |
Лабильность
- |
одно из основных свойств нервной системы, характеризующее функциональную подвижность нервных процессов, скорость их возникновения и прекращения.
|
Либидо
- |
одно из основных понятий психоанализа, означающее сексуальную энергию, которая трансформируется в сфере бессознательного в различные виды психической активности. Согласно теории 3. Фрейда, присутствует с самого рождения и лежит в основе развития личности.
|
Личность
- |
человек с индивидуальным складом характера, интересов, способностей, а также других черт и качеств.
|
Локус контроля
- |
понятие, характеризующее локализацию человеком причин, исходя из которых он объясняет свое собственное поведение и наблюдаемое им поведение других людей. Характеризует склонность человека приписывать ответственность за результат своей деятельности внешним силам (внешний Л.к.), либо собственным способностям и усилиям (внутренний Л.к.). Л.к. является устойчивым свойством человека, формирующимся в процессе его социализации. Понятие введено американским психологом Дж. Роттером.
|
|
[ подняться к началу ]
|
    М |
Маниакальное состояние
- |
характеризуется немотивированным настроением, ускорением ассоциативных процессов, неустойчивостью внимания.
|
Мания
- |
болезненное возбужденное состояние, сильное пристрастие, влечение к чему-либо.
|
Маргинальная личность
- |
человек, который по своей психологии и особенностям поведения находится между двумя очень разными социальными группами или культурами, но не принадлежит ни к одной из них полностью.
|
Маскулинность
- |
понятие для обозначения качеств человека, традиционно относящихся к мужским чертам личности.
|
Медитация
- |
1) действия человека, направленные на достижение состояния углубленной сосредоточенности; 2) техника, позволяющая изменить состояние сознания путем концентрации внимания на каком-либо объекте или мысли. Сопровождается расслабленностью (релаксацией), отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешнего мира.
|
Медицинская психология
- |
прикладная наука, в задачи которой входит:
- изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение;
- изучение влияния тех или иных болезней на психику;
изучение различных проявлений психики в их динамике;
- изучение нарушений развития психики; изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой;
- разработка принципов и методов психологического исследования в клинике; создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.
|
Меланхолик
- |
тип человека, характеризующийся меланхолическим темпераментом (слабостью, низким уровнем психической активности, неуравновешенностью, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, болезненным реагированием на трудности, склонностью к переживаниям, некоторой замкнутостью, глубокими и устойчивыми эмоциями при слабом их внешнем выражении).
|
Мимика
- |
изменение выражения лица, отражающее внутреннее состояние человека.
|
Мнемический процесс
- |
процесс памяти
|
Мнемоника, мнемотехника
- |
система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
|
Мобильность
- |
подвижность, готовность к быстрой реакции, быстрому включению в деятельность.
|
Модальность
- |
понятие, обозначающее качественные характеристики ощущений (например, цвет - в зрении, тембр - в слухе, запах - в обонянии и т.п.).
|
Модифицировать
- |
частично изменять, не затрагивая сути.
|
Мониторинг
- |
наблюдение, оценка и прогноз развития процессов или состояния системы (например, систематический контроль и оценка результатов деятельности школы, систематическое изучение общественного мнения).
|
Монотония
- |
психическое состояние, вызванное однообразным длительным раздражителем и проявляющееся в снижении внимания, сонливости, утомлении, падении психической активности.
|
Мотив
- |
побуждение к деятельности; психологическая причина, побуждающая активность человека; то, ради чего осуществляется действие, достигается цель.
|
Мотивировка
- |
обоснование, объяснение человеком причин своих действий. Может не совпадать с истинным мотивом в случае сознательного или бессознательного искажения его.
|
Моторный
- |
двигательный.
|
Музыкотерапия
- |
целенаправленное воздействие музыкой на психику человека с целью снятия психического напряжения, чрезмерной возбудимости, болезненных состояний психики.
|
|
[ подняться к началу ]
|
    Н |
Навык
- |
полностью или частично автоматизированное действие, не требующее сознательного контроля и волевых усилий для его выполнения.
|
Навязчивые состояния
- |
непроизвольные, внезапно появляющиеся в сознании тягостные мысли, идеи, воспоминания, представления, сомнения, страхи, влечения, неодолимо приковывающие к себе все внимание. Воспринимаются человеком как чуждые, эмоционально неприятные, причем их не удается ни отбросить, ни подавить.
|
Надежность
- |
свойство методики (теста), характеризующее точность психодиагностических измерений; проявляется в устойчивости результатов теста к влиянию посторонних случайных факторов.
|
Направленность личности
- |
совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от сложившейся ситуации, направляющих поведение и деятельность личности Выражается в устойчивых интересах, склонностях, влечениях, желаниях, идеалах, убеждениях, мировоззрении человека.
|
Невербальный
- |
несловесный, неречевой - коммуникация происходит посредством жестов, мимики и т. п.
|
Неврастения
- |
невроз, проявляющийся в повышенной раздражительности, утомляемости, утрате способности к длительному умственному и физическому напряжению, в снижении работоспособности, неустойчивом настроении. Повышенная возбудимость сочетается с быстрой утомляемостью, эффект "взрыва" эмоций возникает в ответ на незначительные раздражители. Сопровождается расстройствами сна и функций вегетативной нервной системы.
|
Неврозы
- |
функциональные нервно-психические нарушения. Возникают на базе межличностных конфликтов, тревог, нерешенных и неразрешимых проблем, других психотрав-мирующих воздействий. Включают в себя личностные проявления и соматические расстройства. Сопровождаются болезненно-тягостными переживаниями неудачи, недостижимости жизненных целей, потери. Преобладают эмоциональные расстройства, сохраняется способность управлять собой. Выделяют три основные формы н.: истерию, неврастению и невроз навязчивых состояний.
|
Невротизм
- |
психическое состояние, характеризующееся повышенной возбудимостью, импульсивностью, тревожностью, эмоциональной неустойчивостью, снижением самооценки, самоуважения, вегетативными расстройствами. Невротические симптомы могут быть обнаружены и у здорового человека.
|
Невротичность
- |
свойство личности, характеризующееся повышенной возбудимостью, импульсивностью и тревожностью.
|
Негативизм
- |
немотивированное демонстративное стремление человека к противодействию любым, в том числе и разумным, советам, мнениям, требованиям. Обусловлен потребностью личности в самоутверждении, в защите своего "я". Наиболее выражены реакции негативизма у детей в периоды возрастных кризисов.
|
|
[ подняться к началу ]
|
    О |
Объективный
- |
существующий сам по себе, независимо от любых интерпретаций наблюдателя.
|
Обыденное сознание
- |
совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей.
|
Одаренность
- |
совокупность задатков и способностей, обуславливающая особую успешность деятельности личности в определенной сфере.
|
Оккультизм
- |
общее название учений, признающих существование особых духовных сил в человеке и в космосе, недоступных для простого человеческого опыта, но доступных для "посвященных", прошедших особую инициацию и специальную психическую тренировку.
|
Онтогенез
- |
процесс индивидуального развития человека. Понятие "онтогенез" в психологии употребляется для обозначения изменений психики ребенка, которые происходят в условиях воспитания и обучения.
|
Оперативная память
- |
вид памяти, предназначенный для хранения информации в течение времени, необходимого для решения задачи, для выполнения некого действия.
|
Ориентировочная реакция
- |
реакция организма на новый стимул, проявляющаяся в общей его активности, сосредоточении внимания, мобилизации сил и ресурсов.
|
|
[ подняться к началу ]
|
    П |
Парапсихология
- |
обозначение области психических явлений, недоступных объяснению с помощью имеющихся научных знаний. К феноменам парапсихологии относятся "экстрасенсорное" восприятие, ясновидение, проскопия (предвидение), телепатия (передача мыслей на расстоянии от одного человека к другому), телекинез (перемещение предметов без непосредственного контакта).
|
Патология
- |
1) наука о болезненных процессах, отклонениях от нормы в организме; 2) болезненное отклонение от нормы
|
Патопсихология
- |
раздел медицинской психологии, изучающий болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях.
|
Перенос
- |
переключение агрессии с источника фрустрации на другую мишень, безобидную и более социально приемлемую.
|
Пограничные состояния
- |
слабо выраженные нервно-психические расстройства, являющиеся по степени тяжести переходными между психическим здоровьем и выраженной патологией. Обычно к ним относятся психогении (неврозы, реактивные состояния), психопатии, психические нарушения в экстремальных условиях деятельности.
|
Подсознательное
- |
совокупность неосознаваемых компонентов психической деятельности, оказывающая непосредственное влияние на поведение и содержание сознания.
|
Полевое исследование
- |
исследование, проведенное в естественных, реальных жизненных условиях, вне лаборатории.
|
Посттравматический синдром
- |
совокупность признаков негативных психических последствий, возникших в результате сильного стресса. Для этих негативных изменений характерны: 1) возбудимость и раздражительность; 2) безудержный тип реагирования на внезапные раздражители; 3) фиксация на обстоятельствах травмирующего события; 4) уход от реальности; 5) предрасположенность к неуравновешенным агрессивным реакциям.
|
Посттравматический стресс
- |
возникший в результате психической травмы комплекс реакций: повторяющиеся воспоминания о событии, воспроизведение его в ночных кошмарах, интенсивные негативные переживания и физиологические реакции при столкновении с чем-то, что хотя бы отдаленно напоминает травмирующее событие и т.п.
|
Проекция
- |
один из защитных механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков, приписывая их другим людям без достаточного на то основания.
|
Просоциальное поведение
- |
поведение человека в отношениях с людьми, направленное на то, чтобы делать им добро.
|
Профессиограмма
- |
совокупность психологических характеристик, требующихся для успешного овладения профессией и плодотворной работы в ней.
|
Профориентация
- |
система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.
|
Профотбор (профессиональный отбор)
- |
отбор людей для профессионального обучения или для выполнения определенной трудовой деятельности. Осуществляется на основании изучения состояния здоровья, уровня развития профессионально важных качеств и подготовленности, психологических особенностей человека.
|
Психоанализ
- |
общепсихологическая и психотерапевтическая теория, разработанная 3. Фрейдом.
|
Психогении
- |
группа психических заболеваний, возникающих как реакция на травмирующую жизненную ситуацию (неврозы, реактивные состояния).
|
Психогенетика
- |
область исследований, изучающая наследственный характер некоторых психических и поведенческих явлений, их зависимости от генотипа.
|
Психогигиена
- |
отрасль знаний, изучающая и предлагающая меры и средства сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психических заболеваний. Тесно связана с психопрофилактикой.
|
Психодиагностика
- |
оценка психических свойств, состояний личности, особенностей психических процессов на основе существующих норм при помощи психодиагностических методик.
|
Психозы
- |
расстройства психической деятельности, проявляющиеся в нарушении отражения реальной действительности, изменении обычного, типичного для большинства людей поведения и отношения к происходящему.
|
Психокоррекция
- |
психологическая помощь по преодолению недостатков психического развития.
|
Психологическая совместимость
- |
способность людей находить взаимопонимание, налаживать хорошие личные и деловые взаимоотношения, сотрудничать друг с другом.
|
Психопрофилактика
- |
система мероприятий, направленных на предупреждение психогений и психосоматических (гипертония, язвенная болезнь и т.п.) болезней, а также отклоняющегося поведения.
|
Психосоматика
- |
направление в медицинской психологии, занимающееся изучением влияния психических факторов на возникновение и протекание некоторых соматических заболеваний (бронхиальной астмы, гипертонической болезни, язвы 12-перстной кишки, язвенного колита, полиартрита, стенокардии, нейродермита).
|
Психосоматические расстройства
- |
расстройства органов и систем, вызванные психическими факторами.
|
Психотерапия
- |
комплексное лечебное воздействие на человека с помощью психологических средств с целью устранения или ослабления болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему заболеванию и окружающей среде. Направлена на восстановление и поддержание психического здоровья человека.
|
Психотропные средства
- |
группа лекарственных веществ с преимущественным целенаправленным влиянием на психику человека (подавляющих и успокаивающих центральную нервную систему, стимулирующих психическую активность, настроение, работоспособность, дезорганизующих деятельность мозга), а также вещества дифференцированного воздействия на психические функции (поведение, память, работоспособность и т.д.).
|
Психофармакология
- |
отрасль психологии и одновременно фармакологии, занимающаяся созданием психотропных средств и изучением их воздействия на психику.
|
|
[ подняться к началу ]
|
    Р |
Рационализация
- |
механизм психологической защиты, состоящий в поиске разумных и логичных объяснений человеком своих действий, в объяснении собственных поступков благовидными, социально одобряемыми мотивировками, в самооправдании, придумывании искусственных оправдательных причин. Направлена на обеспечение психического комфорта, сохранение чувства собственного достоинства, целостности своего "Я", предотвращение нежелательных психических состояний (чувства вины, стыда и т.д.), рассчитана на моральное оправдание и снятие угрызений совести.
|
Регрессия поведения
- |
форма психической защиты, выражающаяся в возврате к более ранним, более примитивным (нередко детским) формам поведения, которые в прошлом оказывались успешными.
|
Релаксация
- |
снижение психического напряжения, достижение состояния покоя, расслабленности.
|
Реминисценция
- |
самопроизвольное припоминание материала, который когда-то был воспринят, но затем забыт.
|
Рефлексия
- |
1) отражение человеком своей внутренней психической деятельности, психических качеств и состояний' 2) (в социальной психологии) осознание человеком того, как он воспринимается другими людьми.
|
Ригидность
- |
индивидуальная особенность психики, проявляющаяся в заторможенности, замедленности реакций и мышления человека, в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действия, в инертности, затрудненной способности человека к изменению ранее намеченной программы действий в изменившихся условиях. Различают когнитивную, аффективную и мотивационную ригидность.
|
Роль (в социальной психологии)
- |
совокупность нормативно одобряемых форм поведения, которые ожидаются от человека, занимающего определенную позицию в системе общественных или межличностных отношений. В характеристику роли входят также цели, убеждения и чувства, социальные установки, ценности, которые ожидаются или приписываются человеку, занимающему в обществе определенное положение (например, роль руководителя, подчиненного, отца, матери и т.п.).
|
|
[ подняться к началу ]
|
    С |
Самоактуализация
- |
стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих задатков, способностей, личностных возможностей
|
Самоактуализирующаяся личность
- |
тип личности по классификации А.Маслоу, для которого характерно непрерывное стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей
|
Самореализация
- |
реализация индивидом своего уникального, неповторимого "Я", своей личности
|
Саморегуляция психическая
- |
система действий человека, направленных на достижение и поддержание необходимого психического состояния, управление своей психикой
|
Самосознание
- |
осознание человеком себя как личности; рефлексия (отражение) своих психических качеств, чувств, мотивов поведения, ценностей, идеалов, достоинств и недостатков
|
Сангвиник
- |
человек сангвинического темперамента, характеризующийся активностью, энергичностью, работоспособностью, подвижностью, быстротой реакций, уравновешенностью, стремлением к частой смене впечатлений, общительностью
|
Сензитивный возраст
- |
период в онтогенетическом развитии человека, наиболее благоприятный для формирования определенных психических функций и свойств
|
Сенсорная депривация
- |
лишение или ограничение возможности удовлетворения потребности организма в получении внешних впечатлений; возникает в условиях изоляции или при расстройстве каких-либо органов чувств
|
Смысловой барьер
- |
возникающее между людьми непонимание, основанное на том, что одно и то же событие, одни и те же слова имеют для них разный личностный смысл
|
Сопереживание (сочувствие)
- |
способность человека отождествлять себя в эмоциональном плане с другими людьми, испытывать те же чувства и эмоции
|
Социализация
- |
процесс усвоения человеком социального опыта, происходящий при его индивидуальном развитии в деятельности и общении
|
Социальная ситуация развития
- |
специфическая для каждого возрастного периода система отношений человека к социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми; понятие введено Л.С. Выго
|
Социально-психологическая компетентность
- |
способность человека эффективно взаимодействовать с другими людьми, хорошее владение умениями, навыками и средствами социального взаимодействия
|
Социальные ожидания
- |
ожидание другими людьми от человека определенных суждений, действий и поступков, соответствующих его социальной роли
|
Спонтанный
- |
возникающий без специальной подготовки, например, спонтанная речь - речь, не обдуманная заранее
|
Способности
- |
индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им какой-либо деятельности обусловливающие быстроту и легкость усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения этой деятельности. Однако следует иметь в виду, что слово "способности" в психологической литературе нередко употребляется и в другом значении: возможность, умение что-нибудь делать как результат накопленного опыта
|
Стереотип социальный
- |
устойчивые социальные установки человека в отношении людей определенной категории, возникшие у него под влиянием жизненного опыта или мнения других людей
|
Стресс
- |
состояние нервно-психической напряженности, возникающее в трудных, экстремальных ситуациях, при воздействии на человека сильных и сверхсильных раздражителей окружающей среды. Обеспечивает адаптацию человека к быстро и резко изменяющимся обстоятельствам жизни
|
Стрессор (синоним - стресс-фактор)
- |
сильное или сверхсильное внешнее или внутреннее воздействия, вызывающее стресс
|
Сублимация (замещение)
- |
один из механизмов психической защиты, при котором напряжение человека в конфликтной ситуации снимается путем преобразования в формы, более приемлемые для индивида и социального окружения. Частным случаем сублимации является переключение энергии сексуальных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие введено З. Фрейдом
|
Суггестия
- |
внушение, гипноз
|
Суггестопедия
- |
обучение, основанное на гипнотическом внушении
|
Суицид
- |
самоубийство
|
Субтест
- |
тестовое задание, входящее в комплексный тест, направленный на измерение сложной психической функции или качества
|
Субъективный
- |
основанный на индивидуальной интерпретации человеком фактов, событий, явлений; зависимый от установок или эмоций человека
|
Супер-эго (синоним - сверх-Я)
- |
одна из инстанций организации психической жизни человека в концепции З.Фрейда, играющая роль цензора, совести и ответственная за нравственное развитие, формирование идеалов.
|
|
[ подняться к началу ]
|
    Т |
Телекинез
- |
термин парапсихологии, обозначающий приведение в движение различных физических объектов с помощью психического воздействия
|
Темперамент
- |
совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей, характеризующих динамику психической деятельности человека: интенсивность, скорость, изменчивость, темп и ритм протекания психических процессов, а также степень интенсивности и уравновешенности психических состояний
|
Тест (проба, испытание)
- |
стандартизированная психодиагностическая методика, предназначенная для изучения психических функций и качеств человека, предполагающая выполнение им определенных заданий (ответы на вопросы, решение задач, выполнение каких-либо движений, действий). Предполагает количественное выражение оценок характеристик и соотнесение их с нормативными данными среднего нормального человека
|
Толерантность
- |
способность человека переносить неблагоприятные внешние воздействия и факторы окружающей среды, выносливость по отношению к неблагоприятным факторам, терпимость к чужому образу жизни, поведению, взглядам, мнениям
|
Тревожность
- |
индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в повышенной склонности человека испытывать беспокойство и тревогу в самых различных жизненных ситуациях
|
Тренинг
- |
обучение практического характера, направленное на формирование знаний, умений и навыков, на развитие интеллектуальных и личностных качеств
|
Тренинг социально-психологический
- |
метод групповой психологической работы, ориентированный на развитие определенных социально-психологических умений и навыков
|
|
[ подняться к началу ]
|
    У |
Умственная отсталость
- |
стойкое, необратимое нарушение психического развития (в первую очередь интеллектуального), обусловленное недостаточностью центральной нервной системы
|
Уровень притязаний
- |
максимальный успех, на который рассчитывает человек в том или ином виде деятельности, уровень трудности, степень сложности целей, которые он выбирает для достижения в деятельности, на которую он считает себя способным
|
Установка
- |
готовность, предрасположенность человека к определенным действиям, возникающая на основе предыдущего опыта, готовность воспринимать или действовать определенным образом в определенной ситуации
|
|
[ подняться к началу ]
|
    Ф |
Фатализм
- |
представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в судьбу, в неизменное предопределение свыше
|
Фемининный
- |
имеющий отношение к особенностям поведения, установкам и т.п., которые считаются психологическими признаками женщины
|
Фиксация (негибкость)
- |
склонность придерживаться стереотипных, привычных взглядов
|
Филогенез (в психологии)
- |
процесс изменения психики в эволюции и историческом развитии
|
Флегматик
- |
человек флегматического темперамента, характеризующийся пониженной реактивностью, медленным темпом движений, уравновешенностью, инертностью, невозмутимым устойчивым настроением, слабо развитой экспрессией
|
Фобия
- |
навязчивые состояния страха перед определенными объектами и ситуациями, не представляющими реальной угрозы, (навязчивый страх покраснеть, страх пребывания на открытых местах, страх смерти, страх перед школой и т.д.). Развиваются при некоторых психозах
|
Фрустрация
- |
психическое состояние, связанное с переживанием неудачи, которое возникает при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к достижению цели, удовлетворению потребности. Состояние фрустрации проявляется в различных отрицательных переживаниях: разочаровании, гнетущем напряжении, тревоге, крушении надежд в достижении желаемой цели, чувстве безысходности и отчаяния, агрессии
|
|
[ подняться к началу ]
|
    Х |
Характер
- |
совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей, формирующих типичное отношение человека к тем или иным предметам и явлениям, жизненным обстоятельствам, другим людям и самому себе, которая определяет типичные способы реагирования на различные жизненные обстоятельства и обуславливает типичный способ поведения в каких-либо жизненных условиях
|
Харизма
- |
приписывание личности "богом данных" свойств, вызывающих преклонение перед ней и веру в ее особые способности и возможности. Харизматическому лидеру, выступающему, как правило, в роли избавителя и благодетеля, обычно приписываются все успехи его сторонников, а в его неудачах обвиняются другие люди или обстоятельства. При этом эти неудачи также используются для прославления лидера
|
Холерик
- |
человек холерического темперамента, характеризующийся силой нервных процессов, высокой работоспособностью, повышенной возбудимостью, резкостью движений и эмоциональной реактивностью, быстротой, порывистостью, неуравновешенностью, склонностью к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения
|
|
[ подняться к началу ]
|
    Ц |
Циклоид (по классификации Э. Кречмера)
- |
тип личностей, представляющих собой в психическом плане "прямые несложные натуры, чувства которых в естественной и непритворной форме всплывают на поверхность и в общем каждому понятны".
|
|
[ подняться к началу ]
|
    Ч |
Честолюбие
- |
стремление человека к успехам для повышения авторитета и признания со стороны окружающих
|
Чувства
- |
устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности
|
|
[ подняться к началу ]
|
    Ш |
Шизофрения
- |
болезненное состояние, для которого характерна потеря контакта с реальностью и возникновение противоречивых чувств и реакций, парадоксальных мыслей
|
Школьная психологическая служба
- |
специализированое подразделение в системе народного образования, основная задача которого - обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и влечет необходимость психолого-педагогической коррекции
|
|
[ подняться к началу ]
|
    Э |
Эгоизм
- |
предпочтение своих личных интересов интересам других людей или общества
|
Эгоцентризм
- |
употребляется в психологической литературе в двух основных значениях: 1) центрация личности на собственных целях, на собственной точке зрения, неспособность человека изменить свою позицию по отношению к чужому мнению; 2) черта личности, проявляющаяся в преувеличенном подчеркивании своего "Я", крайнем эгоизме, игнорировании того, что происходит с другими людьми (употребляется в этом случае как синоним эгоизма).
|
Эзотерический
- |
тайный, скрытый, предназначенный только для посвященных
|
Эйдетическая память
- |
зрительная память, выраженная в сохранении ярких, наглядных образов предметов, способность воспроизводить их в течение достаточно длительного времени. Человек как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие
|
Эйфория
- |
психическое состояние чрезмерной веселости, не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами. Характеризуется благодушием, радостью, беспечностью, безмятежностью, беспричинным радостным настроением. Нередко проявляется у душевнобольных
|
Экзситенциальная психотерапия
- |
форма психотерапевтического воздействия, принимающая за основу лечения свободу воли каждого человека и помогающая ему обрести смысл жизни
|
Экспертиза психологическая
- |
привлечение специалистов-психологов для решения вопросов в практике судебно-следственных органов, органов здравоохранения, социального обеспечения, образования, трудоустройства и т.д.
|
Экспрессия
- |
выразительные движения, сила проявления чувств и переживаний
|
Экстернал
- |
тип личности, для которого характерна склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности влиянию других людей, окружающим обстоятельствам, а не себе. В случае неудачи больше обвиняет в ней других людей или окружающие обстоятельства, а не себя, тем самым как бы снимая с себя ответственность
|
Экстраверсия
- |
психологическая характеристика направленности личности на окружающих людей, внешние события, явления, в основном на то, что происходит вокруг него. Проявляется в высоком уровне общительности, живом эмоциональном отклике на внешние явления
|
Экстраверт
- |
индивидуум, обращенный к внешнему миру и социальной жизни, контактный
|
Эмпатия
- |
понимание человеком эмоционального состояния другого человека путем сопереживания, вчувствования в переживания другого человека
|
Эффект ореола
- |
явление, имеющее место при восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения. Заключается в том, что на содержание знаний, умений, оценок личности другого человека оказывает влияние специфическая установка, имеющаяся по отношению к этому человеку у воспринимающего. Эта установка возникает на основании раннее сложившегося образа, статуса, репутации человека и некоторых других характеристик, которые выполняют роль "ореола", мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия
|
|
[ подняться к началу ]
|
    Ю |
|
[ подняться к началу ]
|
    Я |
"Я"
- |
понятие, используемое во многих психологических теориях для обозначения внутреннего мира личности
|
Я-концепция
- |
динамическая, но относительно устойчивая система представлений человека о самом себе, складывающаяся из осознания своих физических, интеллектуальных, эмоциональных качеств и самооценки личности.
|